Роль уровня общей внеклеточной ДНК в прогнозировании исходов у пациентов с травмами в отделениях интенсивной терапии

Внеклеточная ДНК - свободно циркулирующие в сыворотке крови короткие последовательности нуклеотидов, либо изолированные, либо в составе белково-липидных комплексов, либо внутри циркулирующих экзосом. Впервые внеклеточная ДНК была обнаружена в крови человека и животных в 1948 году. Конкретные механизмы её появления на сегодняшний день до конца не ясны, существуют несколько теорий, каждая из которых имеет определённое экспериментальное подтверждение. Предполагается, что это фрагменты ДНК клеток, подвергшихся апоптозу или некрозу, кроме того было обнаружено, что некоторые клетки секретируют прижизненно эти последовательности нуклеотидов – например, лимфоциты. Цель этой секреции не ясна, предполагаются разные объяснения: от обмена информацией между клетками до способа утилизации изношенной ядерной ДНК. Однако, отмечено, что уровень внеклеточной ДНК существенно возрастает при патологических процессах в организме  (инфаркт миокарда, ожоги, травма). У здоровых людей внеклеточная ДНК всегда определяется в сыворотке крови в незначительных «физиологических» количествах.

Авторы статьи проводят систематический обзор исследований, в которых у пациентов с травмами, находящихся в отделениях интенсивной терапии определялся уровень внеклеточной ДНК с целью оценки возможности применения этого маркера для прогнозирования исходов травмы, количества осложнений. В анализ включены 14 обсервационных исследований с общим количеством пациентов 904. Анализировались летальность, количество посттравматических осложнений и тяжесть травмы.

Исследователи обнаружили значительную корреляцию между высоким уровнем внеклеточной ДНК и высокой летальностью. Таким же образом внеклеточная ДНК явилась предиктором тяжести травмы и развития посттравматических осложнений у большинства пациентов.

Авторы заключают, что внеклеточная ДНК может быть использована как инструмент для оценки вероятности летального исхода, прогнозирования развития осложнений и оценки тяжести травмы у пациентов исследуемой когорты.

Наше мнение: На сегодняшний день сведений об эффективности клинического применения данного маркера нет. В частности, не встречается указаний, что повышенные уровни внеклеточной ДНК у пациента влияют на дальнейшую тактику лечения. Таким образом, целесообразность определения уровня внеклеточной ДНК в клинической деятельности  в настоящий момент представляется сомнительной.

Источник: A Systematic Review. Mikail Gögenur; Jakob Burcharth; Ismail Gögenur. Crit Care. 2017;21(14)