+7 (812) 200-16-88
многоканальный номер

Таинства

Таинством называется такое священное действие, через которое невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

 

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДЬ)

Земная проповедь Господа нашего Иисуса Христа начиналась с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17)! Это не случайно. Ведь чтобы принять Царство Небесное, чтобы войти в него и стать его гражданином, нам самим необходимо измениться. Надо, чтобы это блаженное Царство раскрылось в наших сердцах. 
 В Евангелии мы читаем: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21). К сожалению, сегодня эта религиозная истина многими понимается превратно. От людей можно услышать расхожую фразу: «У меня Бог в душе, поэтому мне не надо ходить в Церковь». 
Нежелание современного человека посещать Церковь сродни нежеланию больного идти в лечебницу. Человек не хочет осознавать своей болезни: «Я здоров, зачем мне идти к врачу»? Увы, это не так: есть болезнь, которая лишает нас жизни — благодатной жизни с Богом. И эта болезнь — грех. 
В чём заключается опасность такой болезни? Прежде всего — в духовной слепоте. Духовная слепота неминуемо ведёт к падению и духовной смерти, к окаменению души. 
После грехопадения человек перестал различать добро и зло. Он начал сам для себя определять, что хорошо и что плохо, начал сам искать своё счастье, забыв, что он носитель образа Божия и что источником всех благ является Бог. 
Но если человек может забыть о Боге, то Бог никогда не забудет о Своём падшем создании. Господь обращается к людям: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух… зачем вам умирать… обратитесь, и живите» (Иез. 18:31-32). 
Желая помочь человеку, Господь установил в Своей Церкви особое таинство — Таинство Покаяния, которое заключается в исповедании человеком своих грехов Богу в присутствии священника. Отсюда происходит ещё одно название этого таинства: Таинство исповеди. 
Смысл этого Таинства заключается в том, что человек, сверяя свою жизнь с божественными заповедями, начинает видеть свои грехи. Он начинает осознавать, что грехи являются препятствиями на его пути к Богу. В душе человека происходит переоценка ценностей. Осознание болезни становится началом выздоровления. 
Но зачем нужно исповедоваться перед священником, если можно принести покаяние Самому Богу? Действительно, приступая к исповеди, мы каемся Богу, а не священнику, который является всего лишь свидетелем нашего покаяния. Но именно священнослужителям, как преемникам апостольского служения, Господь дал на земле власть разрешать (прощать) грехи. «Что вы свяжете на земле, — говорит Спаситель, — то будет связано на небе, и что разрешите на земле, будет разрешено на небе» (Мф. 18,18). 
Кроме того, исповедь перед священником позволяет нам пережить очищающий стыд, а это необходимая педагогическая мера. Об этом замечательно рассуждает святитель Иоанн Златоуст: «Грех — это рана, покаяние — лекарство… За грехом следует стыд, спутником покаяния является свобода. Но сатана извратил порядок и соединил свободу со грехом, а стыд с покаянием». Исповедуя свои грехи перед священником, искренне сокрушаясь о них, мы преодолеваем этот извращённый порядок вещей. 
Наконец, следует понимать, что исповедь не ограничивается одним лишь исповедованием собственных грехов. Она предполагает и совет со стороны священника. Будучи умудрён знаниями и опытом, он поможет человеку отыскать верный путь для преодоления греха. 
Грех — это болезнь, но с Божьей помощью, подаваемой в Таинстве исповеди, человек может исцелиться. «Исцелиться» буквально означает «вновь обрести целостность» — обрести согласие с Богом и самим собой, со своей совестью. 

 

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

Причащение – Таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и становится причастником вечной жизни.

Таинство Святого Причащения установил сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне своих страданий и смерти. Он сам совершил это Таинство: «Взяв хлеб и благодарив (бога Отца за все его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: примите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24; Лк. 22. 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

Так Иисус Христос, установив Таинство Причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: сие творите в Мое воспоминание.

В беседе с народом Иисус Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пит Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемом литургией, во время которой хлеб и вино силой и действием Святого Духа прелагаются, или присуществляются, в Истинное Тело и в Истинную Кровь Христову. Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его, глава которого – Сам Христос.

Первые христиане причащались каждый воскресный день.

Таинство Святого Причащения по-гречески называется евхаристией, это значит «благодарение».

На литургии, во время которой совершается Таинство Причащения, все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше и причащаются Святых Таин, вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову. После причащения, кроме благодарения, возносимого за литургией, от лица причастников читаются также особые благодарственные молитвы. Больных же священник исповедует и причащает в их домах.

В нашем храме принято приступать к Святому Причастию по возможности регулярно. Христианин принимает в этом таинстве Тело и Кровь Господа и тем самым удостаивается дара жизни.

Значение таинства переоценить нельзя, в идеале необходимо всю свою сознательную жизнь готовиться к встрече с Самим Господом. Каждый раз покидая храм, надо представлять, когда будет следующее причастие, чтобы готовиться к нему.

Молитвенно готовиться к причастию можно несколько дней подряд. В один день прочесть каноны, в другой – последованиеко Святому Причастию. Соблюдая пост в среду и пятницу мы в итоге готовы к принятию Святых Таинств всегда.

Некоторые унывают от того, что не достойны часто причащаться, но это не так. Мы не достойны и раз в жизни принять Тело и Кровь Господа. Причащаемся по милости Божией, а не по достоинству, но готовиться ко причастию необходимо ревностно, со страхом Божиим.

Подходят к Святой Чаше после исповеди и с благословения, строго натощак (с 2400 ничего не едят и не пьют). Грудные дети вкушают пищу как обычно, либо, по желанию родителей, малое ее количество. При этом к семи годам ребенок должен быть подготовлен причащаться натощак и прибывать на службе от начала до конца.

Отойдя от Святой Чаши, надо выпить теплоту и приложить все духовно-нравственные силы к сохранению Божественной благодати.

 

Елеосвящение (Соборование) – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Таинство называется соборованием, потому что его в идеале должен совершать «собор» из семи священников.

История Таинства восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть «исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13).

Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук тяжелобольного освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов.

Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление.

После или перед Таинством Соборования православные, как правило, стараются исповедоватьсяи причаститься.

 

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Таинство Крещения — это священнодействие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — омывается от грехов и становится членом Церкви Христовой. Благодатью Святого Духа крещаемый возрождается в новую духовную жизнь.
 Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос. Он освятил Крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна Предтечи. Потом, по Воскресении Своём, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам».
Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви, то есть благодатного Царства Христова. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», — сказал Сам Господь. 
В первые времена христианской Церкви Таинство Крещения совершалось в Пасхальную ночь и составляло неотъемлемую часть ежегодного торжественного празднования Пасхи. Пасха — это праздник Воскресения Сына Божия, Который умер на кресте и через три дня воскрес, явив миру Своё воскресшее, нетленное тело как залог будущего воскресения и нетления всего человечества.
И вот в Таинстве Крещения человек символически умирает со Христом и воскресает с Ним. Происходит невидимое преображение его природы. Человек очищается от грехов и получает благодатную силу бороться со злом в себе. Он обретает дар побеждать грех и утверждаться в добре и любви. 

Совершается второе, духовное рождение человека — «рождение свыше». Как и рождение, Таинство Крещения может быть совершено только один раз. По слову апостола Павла — «один Господь, одна вера, одно Крещение»… 
Из крещальной купели, которая, согласно христианскому учению, является образом гроба Христова, человек выходит возродившимся и обновлённым.
На него надеваются белые одежды, символизирующие собой ту светотканую одежду, в которую были облечены Адам и Ева до грехопадения. Это означает, что крещёный призван к чистой и святой жизни.
Таким образом, Крещение — это Таинство возрождения и восстановления человека, его личная Пасха, переход из старой жизни в новую, вечную, которая воссияла нам из гроба в первый день недели почти две тысячи лет назад. 
Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Вера открывает сердце человека перед Богом и позволяет Ему действовать в человеческой душе, потому что вера предполагает доверие. Вера происходит «от слышания, а слышание от слова Божия». Поэтому человек, желающий принять Крещение, должен быть научен основам христианства. Это обучение называется оглашением, а сам человек — «оглашенным».
Таинству Крещения предшествуют особые молитвы — «чин оглашения». Смысл этих молитв состоит в том, что с данного момента Сам Господь Иисус Христос берёт новообращённого под Свою защиту, даёт ему Своё прибежище — ведь избравший праведный путь нуждается в защите и покровительстве свыше, так как силы зла не дремлют, а человеческие силы слабы. 
Господь ограждает от зла своё чадо, и потому одними из первых в Таинстве Крещения творятся молитвы, заклинающие дьявола. «Убойся, изыди, и отступи от создания сего», — звучит в храме.
Принимающий Таинство трижды произносит отречение от «сатаны, всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его». В этом отречении мы уподобляется Самому Христу, Который после принятия Им крещения от святого Иоанна Предтечи удалился в пустыню, где постился в течение сорока дней и, будучи искушаем сатаной, трижды отказался слушаться его. 
После отречения от сатаны оглашенный трижды исповедует свою веру во Христа и читает Символ веры.
Выбор сделан: человек избрал Христа и присягнул Ему на верность. Это решение и эта присяга принимаются раз и навсегда. 

Это предполагает, что человек не просто должен веровать в Спасителя как в Бога, но и жить в соответствии с Его заповедями.
Когда крестят младенца, то отречение от дьявола и Символ веры произносят от его лица восприемники — крестный отец или крестная мать. Они поручаются перед Церковью за веру крещаемого. Когда младенец подрастёт, восприемники должны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал настоящим христианином.
После исповедания веры следует троекратное погружение в воду. По вере человека и благодати Божией происходит чудо: крещаемый получает дар новой жизни и обретает победу над смертью духовной, перед которой физическая смерть незначительна и преходяща. 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городская Больница №40 Курортного района - 2009-2017

by MagicArtS 2017
Портал госуслуг Санкт-Петербурга: привнося новое, сохраняем главное