Анализ смертности пациентов, принимающих ингибиторы протонной помпы
Анализ смертности пациентов, принимающих ингибиторы протонной помпы: длительное обсервационное когортное исследование ветеранов США
Ингибиторы протонной помпы (ИПП) широко применяются и доступны в продаже без рецепта во многих странах мира. Исследования показали, что применение ИПП может быть связано со значительным риском возникновения острого интерстициального нефрита, хронической болезни почек (ХБП), прогрессированием ХБП вплоть до почечной недостаточности. Ряд исследований свидетельствует о более высоком риске развития деменции.
В нескольких экспериментах был отмечен редкий, но потенциально смертельный риск развития гипомагнемии, рецидивирующих инфекций Clostridium difficile.
Несколько наблюдательных исследований показали, что применение ИПП ассоциировалось с повышенным риском переломов при остеопорозе, включая переломы бедра и позвоночника.
Менее убедительные и противоречивые данные свидетельствуют о взаимосвязи применения ИПП и риска развития внебольничной пневмонии и сердечно-сосудистых катастроф.
Вероятный клинический исход, ведущий к повышенному риску смерти, опосредуется появлением одного или нескольких побочных эффектов, связанных с использованием ИПП (заболевание почек, деменция, гипомагниемия, инфекция C. difficile, переломы при остеопорозе и т. д.).
К числу недостатков этого популяционного исследования относится то, что группы контроля включали преимущественно пожилых белых мужчин, не было разделения по гендерному, возрастному признаку. Кроме того, результаты проведенной работы не содержат информации о причинах смерти испытуемых.
В исследовании использовались базы данных Департамента по делам ветеранов, в том числе стационарные и амбулаторные медицинские базы, ретроспективно проанализированы данные почти 6 миллионов американских ветеранов в течение 6 лет — до 2013 года или их смерти.
Были сформированы две контрольные группы: в I группе оценивали риски развития смерти пациентов, которые принимали ИПП и пациентов, принимавших блокаторы гистаминовых H2- рецепторов. Во II группе сравнили развития смерти пациентов с приемом ИПП и пациентов никогда не принимавших ИПП, блокаторы гистаминовых H2- рецепторов.
Средний возраст общей контрольной группы составил 61 год, в то время как в I группе средний возраст обследуемых — 61,67 года, во II группе — 58,48 года (P <0,001). Пациенты I группы получали лекарственную терапию дольше, чем пациенты II группы (450 дней и 120 дней, соответственно (p <0,001)).
По сравнению с использованием блокаторов гистаминовых H2- рецепторов (n = 73,335) применение ИПП (n = 275,977) ассоциировалось с 25% повышенным риском смерти от всех причин (отношение рисков 1,25; доверительный интервал 95%) отмечалось увеличение риска смерти с увеличением длительности приема ИПП.
В абсолютном выражении среди общей когорты смертность составила 4,47 на 100 человеко-лет по сравнению с 3,32 для лиц, получавших Н2-блокаторы и 4,74 для тех, кто принимали ИПП (p <0,001).
Заключение
В этом популяционном исследовании была продемонстрирована существенная связь между применением ИПП и риском смертности от всех причин. Риск был повышен у пациентов, у которых не было документально подтвержденных медицинских показаний для применения ИПП, с большей продолжительностью лечения данными препаратами.
Результаты Национальной программы проверки здоровья и питания, где проводилось исследование взрослого населения США, показали, что применение ИПП увеличилось почти в 2 раза с 3,9% до 7,8% с 1999-2000 до 2011-2012 гг.
Биологический механизм, лежащий в основе применения ИПП и риска смерти, не ясен. Экспериментальные данные на крысах показывают, что введение ИПП ограничивает регенеративную способность печени после частичной гепатэктомии. Введение ИПП повышает экспрессию мРНК, приводит к повышенной активности фермента гемоксигеназы-1 в желудочных и эндотелиальных клетках. Гемоксигеназа-1 обладает цитопротективными свойствами, но ее полезные свойства исчезают в более высоких концентрациях. Применение ИПП вызывает лизосомальное окисление и нарушение протеолиза, что приводит к развитию окислительного стресса, дисфункции, сокращению теломер и ускоренному старению эндотелиальных клеток человека клеток. ИПП могут блокировать пути представления антигена, синтез и секрецию цитокинов, факторов свертывания крови.