Опыт разработки и внедрения системы управления качеством медицинской помощи
Опыт разработки и внедрения системы управления качеством медицинской помощи в СПб ГБУЗ «Городская больница № 40»
Д.В. Олейчук — доктор медицинских наук, доцент
Управление качеством медицинской помощи — основное направление стратегического менеджмента и главная функция руководства СПб ГБУЗ «Городская больница №40». В нашем учреждении нужды пациентов формируют систему оказания медицинской помощи.
Высокое качество медицинской помощи, как правило, является следствием качественной системы организации оказания медицинской помощи, неотъемлемой частью которой является:
- правильность выполнения пациентам показанных им медицинских технологий;
- снижение риска ухудшения состояния пациентов и неблагоприятного социального прогноза вследствие оказанной в учреждении медицинской помощи;
- оптимизация расходов учреждения по диагностическим и лабораторным исследованиям пациентов, их лекарственному обеспечению;
- удовлетворенность пациентов оказанной им медицинской помощью.
Итак: достижение высокого качества невозможно без четко налаженной системы управления качеством медицинской помощи.
В январе 2008 года в учреждении была создана служба качества медицинской помощи, возглавляет которую заместитель главного врача по стационару кандидат медицинских наук Д.Г. Лисовец.
Основным структурным подразделением службы качества, является отдел экспертизы нетрудоспособности и качества медицинской помощи, который возглавляет доктор медицинских наук Д.В. Олейчук.
В состав отдела входят:
- врачи-эксперты;
- медицинский архив;
- медицинская канцелярия.
В этой связи, в учреждении разработаны и утверждены положения:
- о службе качества медицинской помощи;
- о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи в учреждении;
- об отделе экспертизы нетрудоспособности и качества медицинской помощи;
- об организаторе экспертизы качества медицинской помощи в учреждении;
- об эксперте качества медицинской помощи в учреждении.
В учреждении создан регистр экспертов качества медицинской помощи учреждения, сформированный из руководителей и врачей клинических специальностей, отвечающих квалификационным требованиям к экспертам качества медицинской помощи.
Кроме того, создан Координационный совет службы качества медицинской помощи района, куда вошли наиболее опытные врачебные кадры.
В настоящее время уже проведено 8 заседаний совета по развитию системы управления качеством в Курортном районе, полностью выполнена программа совместных мероприятий администрации Курортного района Санкт-Петербурга и ООО «Страховая медицинская компания «Русский мир» по повышению доступности и улучшению качества амбулаторно-поликлинической помощи на период 2007-2009 г.г.
Безусловно, что профессиональная деятельность врача нуждается в мощной современной информационной поддержке.
С каждым годом в нашем учреждении лечебно-диагностический процесс становится все более технологичным и от того, какие стандартные специализированные программы и средства информации используют в своей деятельности врачи, также во многом зависят конечные результаты профилактики, лечения и реабилитации больных.
В настоящее время в учреждении прошли обучение на цикле:
- «Основы экспертизы КМП и автоматизированная технология его оценки» (цикл № 1) 16 врачей;
- на цикле: «Организация экспертизы КМП и использование ее результатов для подготовки и оформления управленческого решения» (цикл № 2) — 5 врачей.
Это позволило и позволяет нам сейчас обеспечивать новые возможности информационной поддержки профессиональной деятельности врачей учреждения и овладения ими современными достижениями медицины, основанной на доказательствах. Доказательная медицина – это осмысленное принятие врачами учреждения клинических решений, то есть – это, прежде всего, здравый смысл, который лежит в основе клинических решений лечащего врача.
Другими словами доказательная медицина – это практика, в рамках которой врач обдумывает свои решения. Ищет для них серьезные основания, а из многочисленных оснований выбирает наиболее обоснованные и в этом ему очень помогает экспертиза КМП и автоматизированная технология его оценки.
Проведение экспертиз качества медицинской помощи с помощью автоматизированных технологий позволило нам убедиться на практике, что информационные методы, средства и технологии — являются «строительным материалом» для создания системы качества медицинской помощи, как в отношении его контроля, так и планирования качества.
Анализ результатов экспертизы показал, что большая часть выявленных врачебных ошибок относится к этапу сбора информации о пациенте – 70%, ошибки постановки диагноза и лечения составили 8% и 18% соответственно. Ошибок обеспечения преемственности выявлено в 4% случаев.
С целью снижения вероятности возникновения врачебных ошибок мы используем разработанный нами формализованный вкладыш в медицинскую карту амбулаторного больного кардиологического профиля.
Как метод измерения качества, для текущего контроля и оценки динамики оказания медицинской помощи в учреждении используются временные индикаторы.
Создана карта учета временных индикаторов качества медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях в которой учтены следующие индикаторы:
- описание жалоб;
- описание течения заболевания и предшествующего лечения;
- измерение ЧСС и АД;
- холестерин крови;
- ЭхоКГ, ЭКГ и суточное мониторирование ЭКГ;
- назначение ингибиторов АТФ;
- назначение статинов;
- назначение ß-блокаторов;
- назначение дезагрегантов.
Кроме того, на основании анализа жалоб и обращений граждан по вопросам качества оказания медицинской помощи, медицинской этики и деонтологии, реализации своих прав, в учреждении проводилась оценка уровня организации и качества медицинской помощи за 2007 — 2009 годы.
Данный период характеризуется становлением системы непрерывного повышения качества медицинской помощи и защиты прав застрахованных граждан в области предоставления им гарантий при получении медицинской помощи надлежащего качества.
Ретроспективный анализ позволил оценить с позиций пациента уровень оказанной помощи в отдельных отделениях больницы, конкретными врачами. Были выделены наиболее важные причины, влияющие на уровень удовлетворённости пациентов качеством медицинской помощи. При разборе жалоб и обращений пациентов на врачебной комиссии учреждения 63% случаев жалоб обусловлены деонтологическими нарушениями.
Данные результаты являются основанием для дальнейшего научного исследования и изучения этой проблемы, и в дальнейшем мы планируем ежегодную одномоментную оценку качества медицинской помощи с участием пациентов и разработку подходов к дифференцированной оплате труда медицинского состава в зависимости от показателей качества.
Мы считаем, что дальнейшее развитие системы управления качеством медицинской помощи в учреждении должно, с одной стороны, обеспечивать всеобщность, социальную доступность оказываемой медицинской помощи, а с другой — применение квалифицированной и высоко технологичной медицинской помощи с ее эффективным управлением.
Как показывает наш опыт, использование комплексного подхода в системе управления качеством медицинской помощи позволяет нам достичь результатов, ориентированных на повышение уровня здоровья и удовлетворённости пациентов оказанной медицинской помощью.