Минимально инвазивное (малотравматичное) коронарное шунтирование
В 2014 году исполнилось 50 лет с момента выполнения нашим земляком, профессором В.И. Колесовым первой операции шунтирования коронарных артерий больному с ишемической болезнью сердца (ИБС). Эта операция имела три, важных на наш взгляд, особенности:
- в качестве шунтирующего материала использовалась собственная внутренняя грудная артерия больного;
- она осуществлялась на работающем сердце без искусственного кровообращения (ИК);
- для доступа к целевой коронарной артерии была применена левосторонняя торакотомия (разрез в межреберном промежутке), в отличие от более травматичной стернотомии (доступа с продольным рассечением, а затем восстановлением целостности грудины) – рис. 1.
Рис.1. Схема выполнения срединной стернотомии (слева)
и левосторонней миниторакотомии (справа).
Поначалу эта физиологичная, по сути, операция не получила распространения ни в СССР, ни в мире по конъюнктурным причинам и выполнялась лишь отдельными специалистами. Долгое время пальма первенства в реваскуляризации миокарда принадлежала методике аутовенозного шунтирования в условиях ИК, разработанной в 1967 г. коллективом Кливлендской клиники (R. Favaloro, D. Effler). Лишь в 1990-х годах, оценивая отдаленную проходимость артериальных шунтов и пытаясь улучшить результаты лечения, исследователи вновь заинтересовались операциями без ИК (P. Nataf, V. Subramanian, P. Sergeant, А. Михеев).
Следует отметить, что при первых операциях на работающем сердце проводилось шунтирование только 1-2 артерий на передней поверхности, что ограничивало возможности полноценного восстановления кровотока при множественном поражении сосудов. Многососудистое шунтирование без ИК* потребовало создания целого ряда специальных устройств, в первую очередь – стабилизаторов миокарда, позволяющих позиционировать боковую и заднюю стенки сердца с минимальными нарушениями его работы. Доступом выбора при этой операции оставалась стернотомия. Проведенный ряд исследований указал на эффективность вмешательств у пациентов «высокого» риска – за счет избегания неблагоприятных последствий ИК и остановки сердца.
Рис. 2. Схема использования левой внутренней грудной
артерии (ВГА) для шунтирования передней межжелудочковой
ветви левой коронарной артерии (ПМЖВ).
Важными составляющими концепции минимально инвазивного коронарного шунтирования (МИКШ), помимо отказа от ИК, являются уменьшение травматичности доступа к сердцу, а также использование внутренней грудной артерии пациента для шунтирования (рис. 2). Из предложенных подходов наибольшие возможности для многососудистого шунтирования под прямым контролем зрения открываются при левосторонней торакотомии в 4-5 межреберье**. Разработка методики и технического оснащения этих операций была начата в 2000-х годах (J. McGinn, М. Ruel), однако повседневное практическое применение остается прерогативой лишь избранных кардиохирургических центров.
Развитие робототехники и дальнейшее стремление снизить травматичность вмешательств явились предпосылками к возникновению еще одного перспективного варианта коронарного шунтирования – полностью эндоскопического***. Операция выполняется из нескольких (как правило, 3-4-х) проколов на левой половине грудной клетки, при этом все этапы воздействия на сердце кардиохирург проводит опосредованно – управляя манипуляторами специального операционного робота. Необходимость строгого отбора больных и высокая себестоимость считаются ограничивающими факторами к широкому внедрению таких операций в клиническую практику.
Сотрудники кардиохирургического отделения СПб ГБУЗ «Городская больница №40», не умаляя некоторых достоинств операций в условиях ИК, являются сторонниками минимально инвазивного подхода к коронарному шунтированию у пациентов с ИБС, находящихся в стабильном состоянии и не имеющих сопутствующих заболеваний сердца (таких как постинфарктная аневризма или пороки клапанов). К настоящему времени более 95% больных ИБС в отделении оперируются на работающем сердце без ИК.
Этапы МИКШ: выделение левой внутренней грудной артерии | Сформированный анастомоз с ПМЖВ |
Рис. 3.
С накоплением опыта операций без ИК, а также однососудистого шунтирования из левосторонней торакотомии, с 2014 года в отделении активно внедряется современная технология МИКШ, позволяющая проводить многососудистое шунтирование коронарных артрий из левосторонней миниторакотомии длиной около 8-10 см (Рис. 3). При сохранении достоинств, свойственных операциям на работающем сердце, МИКШ имеет ряд преимуществ, обусловленных отказом от стернотомии:
- уменьшение выраженности послеоперационного болевого синдрома;
- отсутствие риска глубокой инфекции и нестабильности грудины;
- более ранняя активизация с возможностью скорейшего возврата к повседневной деятельности;
- снижение общей длительности стационарного лечения;
- лучший косметический результат, по сравнению с традиционным доступом (рис. 4).
Рис. 4. Сравнение размеров послеоперационной раны после коронарного шунтирования из стернотомии (слева) и минимально инвазивного коронарного шунтирования (справа). |
Перечисленные свойства обусловливают предпочтительность вмешательства у различных групп больных ИБС: с тяжелым сахарным диабетом, находящихся на терапии стероидными гормонами, готовящихся к операции на брюшной полости или крупных суставах, мотивированных на скорейшее возвращение к труду и других.
Хорошим функциональным результатам МИКШ способствует его сочетание с эндоскопическим забором венозных трансплантатов с нижних конечностей, рутинно применяющимся специалистами отделения (рис. 5).
Рис. 5. Этап эндоскопической подготовки
венозного шунта с левого бедра.
Следует понимать, что эффективность МИКШ, как и любой другой малоинвазивной операции, зависит от учета противопоказаний к применению метода. Они определяются совместно с оперирующим хирургом исходя из оценки тяжести состояния пациента, анализа особенностей поражения коронарных артерий, сопутствующей сердечной патологии, предшествовавших операций на сердце и грудной клетке и других факторов.
Примечания – общепринятые англоязычные аббревиатуры в названии операций:
* — OPCAB – off-pump coronary artery bypass («шунтирование коронарных артерий без насоса (т.е. искусственного кровообращения)» — англ.)
** — MIDCAB – minimally invasive direct coronary artery bypass («минимально инвазивное прямое шунтирование коронарных артерий» — англ.)
*** — TECAB – totally endoscopic coronary artery bypass («полностью эндоскопическое шунтирование коронарных артерий» — англ.)