Преимущества роботизированного комплекса
Робот-ассистированные операции при раке желудка стали основной темой выступления на III Петербургском международном онкологическом форуме главного хирурга СПбГБУЗ «Городская больница №40», кандидата медицинских наук Дмитрия Владимировича Гладышева. Чем привлекателен робот da Vinci для хирурга? Этот вопрос мы задаем человеку, накопившему вместе с коллегами действительно уникальный опыт сложнейших операций.
– К настоящему времени хирургическому сообществу представлено более 100 публикаций, а также различных по дизайну исследований, сравнивающих открытую, лапароскопическую и роботическую хирургию при раке желудка.
Их авторы единогласно сходятся во мнении, что традиционная лапароскопическая хирургия при раке желудка – довольно сложная процедура.
Накопленный нами опыт убедительно свидетельствует: технические преимущества роботического хирургического комплекса могут помочь стандартизировать ряд операций и позволить хирургам выполнять их рутинно.
Наши зарубежные коллеги, к примеру, вполне обоснованно считают, что роботизированная хирургия при раке желудка представляется более эффективной альтернативой традиционной лапароскопической технике у пациентов с высоким индексом массы тела.
А вот еще одно их утверждение, что роботизированная хирургия при раке желудка представляется более предпочтительной альтернативой традиционной лапароскопической технике у пациентов старшей возрастной группы, а также пациентов с выраженной сопутствующей патологией, мне кажется сомнительным.
*Фрагмент из доклада Дмитрия Владимировича Гладышева
Впрочем, речь сейчас о нашей методике и нашем опыте. Да, книга – источник знаний, но это как раз не тот случай. По роботизированной хирургии прямой кишки, чем мы тоже активно занимаемся, выпущено достаточно много информации, где четко и пошагово изображена методика. Как, где, какие троакары.
По хирургии рака желудка таких документов и публикаций меньше, почти нет. Когда мы занялись этой проблемой, в качестве пособия пришлось пользоваться интереснейшим видео с показом работы корейских хирургов, которое попало к нам достаточно случайно. И уже по этому видео, по тем методам, показанным в нем небольшим приемам, мы и приступили к этой проблеме.
Дмитрий Владимирович Гладышев за консолью робота da Vinci
Разумеется, кое-что мы сейчас делаем по-другому. Много особенностей, нюансов. Но в целом – методика стандартная.
Надо понимать, что роботическая хирургия – не новый метод лечения. Это – продолжение, эволюция лапароскопической хирургии. И, безусловно, все законы лапароскопической хирургии, да и открытой хирургии, могут быть интерпретированы и в роботической хирургии. Поэтому этапы операции, ее ход достаточно традиционны.
В общей сложности нами выполнено 32 операции: 5 резекций желудка Бильрот I, 17 резекций желудка Бильрот II, 10 гастрэктомий. И вот некоторые результаты.
Продолжительность операций составляет от 170 до 270 минут. Это примерно на полчаса меньше, чем при других методиках. Интраоперационная кровопотеря – от минимальной до 250 мл. Количество удаленных лимфоузлов – от 21 до 43.
На основании даже такого небольшого опыта мы имеем возможность сделать некоторые выводы.
Прежде всего, известные преимущества роботизированного хирургического комплекса позволяют нивелировать ограничения традиционной лапароскопической техники.
Весьма важно и то, что роботизированная платформа значительно улучшает и ускоряет формирование интракорпоральных анастомозов по сравнению с лапароскопическим подходом.
Весомые преимущества в визуализации и маневренности инструментов, вероятно, позволят улучшить качество выполнения лимфаденэктомии.
Мы имеем основания ожидать снижения кривой обучаемости, в сравнении с лапароскопической техникой.
*Фрагмент из доклада Дмитрия Владимировича Гладышева
Это все – преимущества. Но имеется пусть один, но весьма существенный недостаток. Высокая стоимость роботического хирургического комплекса и расходных материалов к нему. Именно это является главным препятствием на пути его широкого распространения и внедрения в клиническую практику.
Доклады о роботической хирургии на крупных медицинских мероприятиях всегда воспринимаются неоднозначно. Причина все та же – дорогое оборудование, которое не каждая клиника может себе позволить.
В поддержку выступления доктора Гладышева член президиума секции хирургии рака желудка Байдо Сергей Викторович высказал свое мнение о методе:
— Сижу здесь, завидую нашему коллеге по поводу робота и вижу зависть на некоторых лицах в зале. И еще. Маленькое дополнние. У меня стоит вопрос по поводу операции на связках. Это будет означать, что после операции я на два-три месяца выпаду из операционной программы.
На роботе этот вопрос снимается автоматически. Удобное кресло, хирург работает в комфортном щадящем режиме.
Справка: Байдо Сергей Викторович – к.м.н., доцент, врач высшей категории, член Общества эндоскопических хирургов России (РОЭХ); член Российской ассоциации гинекологов-эндоскопистов; член Европейской Ассоциации Транслюминальной Хирургии (EATS, European Association for Transluminal Surgery); член Общества американских гастроинтестинальных эндоскопических хирургов (SAGES, SOCIETY OF AMERICAN GASTROINTESTINAL ENDOSCOPIC SURGEONS); член Европейской Ассоциации Эндоскопической Хирургии (EAES, European Association od Endoscopic Surgery), заместитель главного врача по хирургической работе клиники Лисод, г. Киев, Украина.
Фото: Максим Грачев