Два визита к врачу достаточно, чтобы получить высокотехнологичную помощь
«Мы готовы оперировать больше»
Что нужно сделать, чтобы попасть на эту операцию в вашу клинику?
Александр Шугинов: Надо только явиться к нам с направлением из своей поликлиники. Мы сами оформляем квоту и всю необходимую документацию — этим занимается специальная служба. Пациенту не придется никуда ездить, что ускоряет и облегчает ситуацию, особенно если ему трудно передвигаться. Достаточно прийти к нам один раз. Мы осматриваем человека, убеждаемся в правильности диагноза. А второй визит больного связан уже с операцией. Вся подготовка с момента первого посещения занимает около двух месяцев.
А если выявляются какие-то проблемы со здоровьем, мешающие пойти хирургическим путем немедленно?
Александр Шугинов: Преимущество нашего многопрофильного учреждения в том, что здесь есть все специалисты, которые помогут подготовить пациента к операции. В этом наше отличие от узкоспециализированного стационара: мы решаем задачу на стыке медицинских проблем и можем оказать всю необходимую терапевтическую поддержку. Поэтому наши хирурги не боятся брать таких больных. Если при предоперационном обследовании выявляются причины, препят-ствующие быстрому хирургическому вмешательству, то пациенту предлагается предварительное амбулаторное лечение.
Сколько операций вы выполняете?
Александр Шугинов: Всего за год в отделении получают лечение около 2,5 тысячи человек, но мы готовы оперировать и больше. Эндопротезирование тазобедренного сустава, которое еще 20 лет назад было эксклюзивным, а 40 лет назад вообще не существовало (разве что в качест-ве единичных экспериментов), сейчас для нашей больницы базовая процедура — до 700 в год. А всего в стране ежегодно проводится примерно 100 тысяч таких операций.
Протезирование в 104 года
С чем связано увеличение количества таких хирургических вмешательств? Здоровье нации ухудшается?
Александр Шугинов: Операций становится больше потому, что сейчас мы можем помогать тем пациентам, которым раньше отказывали. Перелом шейки бедра 15 лет назад был приговором для пожилого человека. Такие пациенты чаще всего просто погибали. А сегодня это решаемая проблема, и недавно мы поставили возрастной рекорд — прооперировали 104-летнего пациента. Раньше это было технически невозможно.
Кто страдает ортопедическими проблемами чаще — женщины или мужчины?
Александр Шугинов: Женщины более внимательно относятся к своему здоровью, не запускают болезнь, приходят к врачу раньше. Мужчины же зачастую терпят до последнего. Конечно, реабилитация в таком случае занимает больше времени. В среднем она составляет полтора месяца — до того момента, когда пациент сможет ходить самостоятельно без дополнительной опоры, без трости.
Что представляет собой ваше высокотехнологичное оборудование?
Александр Шугинов: В ортопедии большую роль играют инновационные технологии. В частности, мы используем при протезировании компьютерную навигационную систему, позволяющую маркировать хирургические инструменты, определять их положение в пространстве с точностью до миллиметра, до одного градуса. Это дает возможность имплантировать протезы с высокой точностью.
То есть с каждым годом операции проводятся все эффективнее, и не надо ехать в Израиль или Германию?
Александр Шугинов: А зачем? Во-первых, у нас высокотехнологичные операции стали доступны всем в рамках ОМС. Во-вторых, прооперировать — еще не значит вылечить пациента. В Германии, например, человеку сделают операцию — и все. А что дальше? У нас же пациент всегда имеет доступ к своему врачу. К тому же сороковая больница располагает реабилитационным центром на 750 коек. Мы наблюдаем своих пациентов и после восстановительного лечения, советуем им раз в год появляться у нас.