Требы
К требам, совершаемым священником относятся молебен, панихида, заочное отпевание, сорокоуст.
МОЛЕБЕН — краткая служба, в которой верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, обращаются с молитвой к Господу Богу, Божией Матери и святым. Это может быть молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебен перед учением, путешествием и пр.
ПАНИХИДА — краткая служба, состоящая из молитв о прощении грехов и упокоении умершего родственника или знакомого. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная наша жизнь, как горящая свеча, должна потухнуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.
В молитвенной практике Православной церкви широко распространен обычай молиться в приходе о болящих, недужных или усопших своих членах в течение определенного количества времени. Такое молитвенное поминовение в течение сорока дней именуется СОРОКОУСТ. Если же мы просим приход молиться в течение года, то это годовое поминовение. Молитва прихода не заменяет , а дополняет молитву родных.
Подают сорокоусты в киоске, где берут свечи.
Для молитвы о живых и здравствующих поводом служит исключительно желание подающего, хотя иногда связывают с днем рождения или днем ангела, венчания.
Важно, чтобы тот, о ком молится приход, был крещеный в Православной церкви человек.
Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, или в любое желаемое время. Сорок дней молитвенного поминовения в приходе могут быть не связаны с сороковым днем после смерти человека.
Поминовение имен в рамках церковной молитвы происходит либо в алтаре на проскомидии, либо на амвоне в составе ектении, либо, если нет служб, на молебных пениях и панихидах.
ПАМЯТКА
для желающего подать записку о живых и усопших
- Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
- Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва.
- Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
- Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д. - Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
- В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
- Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец – младенца Иоанна.
- Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
- В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).
- Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.